
Фото: Freepik В России наблюдается устойчивая тенденция к сокращению количества крупных продуктовых магазинов. Согласно данным Infoline, за 9 месяцев 2025 года число гипермаркетов и супермаркетов уменьшилось на 1,4%, что соответствует 67 торговым точкам общей площадью 185 тыс. кв. метров.С 2017 года совокупная доля супер- и гипермаркетов снизилась с 37% до 21%. В настоящее время 200 ведущих розничных сетей управляют приблизительно 4,7 тыс. магазинов данного формата на территории всей страны. Как retail media помогает ритейлерам зарабатывать на трафике: исследование ожиданий и барьеров
Михаил Бурмистров, генеральный директор «Infoline-Аналитики», объясняет данную ситуацию невыгодностью открытия новых супермаркетов и особенно гипермаркетов в условиях высоких процентных ставок. Торговые сети предпочитают переориентировать свои ресурсы на более экономичные варианты.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) подчеркивает, что сегодня приоритет отдается жестким дискаунтерам, затраты на запуск которых на 20-40% ниже, чем на открытие супермаркетов.
Сокращение числа крупных магазинов также обусловлено изменениями в покупательском поведении. Граждане России все чаще отдают предпочтение небольшим магазинам, расположенным вблизи дома, и услугам онлайн-доставки.
Согласно данным АКОРТ, количество малых магазинов (площадью от 100 до 200 кв. метров) увеличилось за год на 15%, в то время как общая торговая площадь сократилась примерно на 1%.
Кроме того, крупные ритейлеры проводят оптимизацию предлагаемого ассортимента. Согласно данным «Нильсен», в июле 2025 года сокращение продовольственного ассортимента составило 2,3% год к году, а непродовольственного – 1,8%.